Информационно-аналитический портал
Главная
Новости Война Россия Политика Статьи Экономика Общество Здоровье Видео

Политическая пресса Донбасса: что читали на юго-востоке 30, 20 и 10 лет назад?

Распад Советского Союза коренным образом изменил все сферы жизни на постсоветском пространстве. Не стали исключением и средства массовой информации, вынужденные трансформироваться и мимикрировать, приспосабливаясь к новым условиям хозяйствования. Можно выделить ряд особенностей развития донецкой прессы в этот период.
Во-первых, радикально изменилась сама роль СМИ в обществе. Во-вторых появились частные издания, вынужденные активно бороться за читателя, прибегая к различным ранее нехарактерным для журналистики приемам. Возникли СМИ, ставшие своеобразным рупором политических и финансово-экономических структур, имидж которых нуждался в улучшении. Также выросло число газет и журналов дифференцированной направленности, призванных удовлетворить спрос всех категорий потребителей. При этом произошло существенное падение тиражей, связанное как с ухудшением экономической ситуации и падением покупательной способности граждан, так и с конкурентной борьбой. Одновременно печатные СМИ все больше интегрировались с интернет-средой, становясь своеобразным симбиозом газеты и сайта. Были попытки ряда редакций создать собственные или использовать сторонние социальные сети, однако эта деятельность не получила широкой практики. Хотя перспективность соцсетей в политической агитации сложно переоценить.
Интересно отметить, что несмотря на значительную роль донского казачества в заселении Донбасса и функционирование филиалов Всевеликого войска Донского в регионе, за все постсоветские годы тут так и не было создано массовое казацкое печатное СМИ.
В целом же развитие прессы Донбасса происходило в соответствии с общегосударственными тенденциями и к началу двадцать первого века регион был одним из лидеров информационной сферы на Украине. Тут было зарегистрировано 1450 периодических изданий местной сферы распространения. По этому показателю, а также по общему тиражу изданий Донецкая область уступала лишь столице.
Следует отметить, что начиная с конца 90-х годов в политической жизни региона господствовала лишь одна сила, что привело к снижению политической борьбы и как следствие к определенной аполитичности большей местных печатных изданий, в освещении событий следующих в русле установленного местной властью курса.
Кроме того, на деятельность местных СМИ оказывали влияние общегосударственные тенденции, заключавшиеся в постепенном изменении менталитете жителей страны и их украинизации. В таких условиях редакции многих СМИ опасаясь негативных последствий старались не обращать внимание на русофобию государственных органов или общественных структур и не популяризировали идеи общерусского единства. Вместе с тем следует отметить, что общий прорусский настрой жителей региона не мог не найти отражения и в деятельности СМИ, которые вынуждены были соответствовать ожиданиям своих клиентов.
Вместе с тем существовал ряд газет, редакции которых открыто выступали против украинизации и переписывания истории, выступали за различные формы интеграции региона с Российской Федерацией. По мнению их авторов бандеризация Украины представляла прямую опасность, как для русскоязычного населения страны, так и для Российской Федерации.
Старейшим из таких изданий была созданная в 1990 году горсоветом первая некоммунистическая газета региона «Город». Ее редактором сначала стал журналист «Социалистического Донбасса» Сергей Мельковский, которого вскоре сменил Владимир Рышков. Новый редактор сумел собрать вокруг себя талантливую команду, и вскоре газета стала одной из наиболее популярных в Донецке. Газета выходила еженедельно, имела формат А3 и в ходе своей истории несколько раз меняла количество страниц в номере. «Город» совмещал прорусскую направленность своих материалов с антикоммунизмом и выходил более двадцати лет, вплоть до февраля 2011 года, когда скончался его редактор и было решено закрыть этот проект.
Еженедельник «Русский курьер», выходивший с 1998 года до начала следующего века имел 16 страниц формата А3. Издателями декларировался 5-тысячный тираж, хотя реальный тираж был ниже. Как правило четверть газеты составляли авторские материалы штатных и внештатных журналистов издания, а остальная площадь заполнялась взятыми из российского сегмента интернета статьями. На то время в связи с малым распространением интернета в городе такая политика была оправдана. Редакция не вела сотрудничества с политическими организациями, хотя в качестве рекламных материалов размещала партийные материалы. Общая направленность политического контента издания укладывалась в рамки антиамериканизма, антинационализма и русского единства. По замыслу главного редактора Олега Измайлова «Русский курьер» должен был быть одновременно и русской и советской газетой, представляя собой сочетание идей раннего коммунизма и легкого либерализма времен Российской империи.
Наиболее политизированой прорусской газетой Донбасса этого периода несомненно являлся «Донецкий кряж». Основным ее собственником был мариупольский металлургический комбинат им. Ильича, но «Донецкий кряж» мгновенно перерос рамки Мариуполя, да и Донбасса, став всеукраинской газетой. При этом редакция располагалась в Донецке.
Издание одно из немногих в регионе выходило в формате А2. Редакция активно информационно поддерживала деятельность Социалистической партии Украины вплоть до схода той с политической арены. В отличие от большинства украинских СМИ, «Донецкий кряж» никогда не гнался за скандалами и жареными фактами, делая основной упор на серьезные аналитические материалы. Кроме того, регулярно на страницах «Донецкого кряжа» появлялись материалы по истории и современности Донбасса, так что газета стала рупором патриотов этого региона. Журналисты издания в своих материалах твердо придерживалась идей единства русского мира, защиты интересов Донбасса и сохранения исторической памяти. Регулярно авторы доказывали, что во избежание распада Украина должна превратиться в федерацию, предупреждали об опасности украинского национализма. Естественно, это вызывало нападки со стороны националистов, регулярно обвинявших издание в антиукраинской деятельности, однако дончане газету любили, недаром она до самой войны с Украиной оставалась одной из наиболее массовых в регионе. После того как в 2010 году ММК им. Ильича был поглощен бизнес-империей Рината Ахметова, новые собственники попытались заставить редакцию уменьшить количество материалов на тему российско-украинских отношений, но даже цензурированный «Донецкий кряж» оставался основным СМИ, выражавшим интересы сторонников единства Донбасса и России. В 2014 году, после государственного переворота и прихода к власти националистов редакция «Донецкого Кряжа» была обстреляна, а вскоре после начала «Русской весны» собственники издания предпочли вовсе закрыть газету, чтобы их не обвинили в «поддержке сепаратистов».
С 2011 года в Мариуполе выходила всеукраинская общественно-политическая газета «Хочу в СССР!», придерживающаяся просоветских взглядов. 18 июня 2014 года редакция подверглась нападению украинских нацистов, предположительно из состава карательного батальона «Днепр-1». Украинцы похитили главного редактора газеты Сергея Долгова, тело которого впоследствии было обнаружено в Днепропетровской области.
С 2007 года в Донецке одноименной организацией издавался информационный бюллетень «Донбасская Русь» формата А4, а в 2009 году была зарегистрирована и начала выходить ежемесячная газета «Донбасская Русь» [9]. Первоначально издание состояло из 4 черно-белых страниц формата А3 и имело тираж в 1500 экземпляров. Впоследствии объем был увеличен до 8 полос а тираж вырос до 50 000 экземпляров. Газета бесплатно распространялась активистами одноименной организации в Донецке, Макеевке, Шахтерске, Мариуполе, Зугресе, Торезе и других городах региона.
Также с 2001 года распространялась по подписке и активистами газета «Славянские новости», являвшаяся официозом Славянской партии, выступавшей за объединение родственных славянских народов.
Помимо местной политической прессы дончане пусть и ограничено имели доступ к газетам Российской Федерации, распространение которых в регионе осуществлялось частными лицами, а с 2002 года эту роль взяла на себя Партия Русский блок. Активисты организации наладили пересылку в Донецк таких московских изданий как «Завтра», «Русский вестник», «Дуэль», «Лимонка», «Спецназ России», «Я русский» и др. Общая номенклатура распространяемых в офисе Русского блока изданий насчитывала до сорока наименований от ультралевого до право-консервативного фланга российской политической мысли. Данное направление деятельности Русского блока осуществлялось до середины двухтысячных годов, когда распространение интернета позволило всем желающим знакомиться с электронными вариантами русской прессы в режиме он-лайн. Также активистами Партии Русский блок распространялось в Донбассе и собственное издание - общеукраинская газета «Русская правда».
Таким образом, несмотря на все препятствия, жители Донбасса имели возможность получать информацию прорусского характера и находиться в российском информационном пространстве. Прорусская пресса, издававшаяся в Донбассе во время принадлежности региона Украине, внесла свой существенный вклад в сохранение донбасской идентичности и неприятие украинского национализма жителями края, что в свою очередь сделало возможным события 2014 года.
В 1993-1995 в Донецке вышло три номера газеты "Гражданский конгресс" - органа одноименной партии прорусской направленности (ныне Славянская партия). Формат А-3, тираж 10 000-20 000. Замглавредом в 1 номере значился я.
С августа 1998 также выходил «Славянский выбор» - Листок ДОО Славянской партии и Русской общины Донецкой области. Последний известный номер: №63, март 2006 г.
В Северодонецке стараниями активиста русского движения В.Попова с апреля 1996 довольно часто выходила газета "Братья-славяне" формата А3 (официально как орган ОРК "Русь") с материалами антинационалистического характера. Ее издание областного масштаба продолжалось с перерывами вплоть до 2010 г (80 номеров), после чего перешло с бумажного на интернет-выпуск http://bratyaslaviane.narod.ru/
Бессменный и фактический редактор газеты Владислав Попов принял активное участие в Русской весне 2014, после захвата города украинскими карателями был вынужден выехать в РФ, затем работал в ДНР, где и умер в 2015 году.
Другим таким же активистом был Валентин Гончаров из Красного Луча, который с 1996 выпускал областную газету "Русь" как орган ЛОО общества русской культуры, а в 2004 перерегистрировал ее уже как целый литературно-художественный и общественно-политический журнал «Русское слово» (32 стр. формата А-4). Ему – уникальный случай! – удалось перевалить в ЛНР, последний известный номер (№146) вышел в 2015 году.
Из партийных изданий стоит отметить такие:
Орган Донецкого обкома КПУ «Коммунист Донбасса» - наиболее стационарное и профессиональное из подобных изданий. Выходила с 1996. Главными редакторами были такие известные персоны как Г.Буйко (1998-2005), И.Попова (2011-2013).
Орган обкома Социалистической партии Украины «Социалистический Донбасс». Выходила на любительском уровне с 1993 года, тираж рос от 5 000 до 20000 экз. Главред С.Кияшко.
Нельзе пройти и мимо газеты «Вестник ЛПУ». Ибо учредительный съезд Либеральной партии Украины прошел 12 сентября 1991 именно в Донецке. Я был там делегатом и, можно сказать, принимал личное участие в создании газеты: голосовал по вопросу утверждения ее названия. №1 вышел уже в 1992 под редакторством А.Наумова (экс-главред загнувшейся газеты «Культура Донбасса»). Первый председатель этой забытой партии – забытый украинский политический деятель и бизнесмен «1 волны» И.Маркулов хорошо кормил свои издания: кроме как минимум 9 номеров «Вестника ЛПУ», выходили «Лiберальна газета» и орган ДОО ЛПУ «Взгляд».
Мариупольский городской коммунистический еженедельник «Товарищ» выходил с 13 октября 1990 года, в 1993 после легализации КПУ был перерегистрирован, соучредителем стал обком КПУ, издание стало областным и сменило название на «Трудовой Донбасс». Тираж от 4000 до 20000.
«Социалистический Шахтерск» - газета горкома Соцпартии. Выходила в 1996 году (не менее 5 номеров) под редакцией И.Луговского.
Самым экзотической, наверное, следует признать совершенно самопальную газету «Слушай, рабочий!», которую издавала в Макеевке в 1993-1994 гг Донецкая группа ВКПБ (в моем архиве сохранилось 3 номера этого раритетного издания, хотя вышло, если верить нумерации, не менее 9).
Более профессионально исполнена газета «Большевик» - орган Великоновоселковского районного Оргкомитета ВКПБ, которая под редакцией И.Савельева издавалась в этом поселке с декабря 1992 по конец 1993 (вышло не менее 12 номеров тиражом 3000 экз.).
Еще одно полупрофессиональное издание: газета «Анархия», издававшаяся в Донецке Федерацией анархистов Донбасса с 1993 г. Первый выпуск вышел без года и номера, что вызвало трудности у московских исследователей (например П.Рябова), но в моем личном архиве он есть и четко датирован ноябрем 1993 г. №2 вышел в 1996, а №14 уже в 2000 году – от имени РКАС.
Газета "Казак Донбасса" выходила с января 2010 под редакторством местного писателя Олега Мартынцова. 1.07.2013 была переименована в «Казак». Остальные казачьи газеты оставим за рамками – их преизрядно было.
В Луганской области, соответственно, с апреля 1996 издавалась газета обкома КПУ «Советская Луганщина» (редакторы В.Стелецкий, А.Жарких, С.Килинкаров, Н.Максимец). Тираж 1500-2500-3000-3500-20000-50000.
Прогрессивные социалисты во главе с неутомимой Л.Корсаковой с сентября 2005 выпускали областную газету «Восход» стабильным тиражом 10 000 экз.
С августа 1994 выходила газета «Социал-демократия», орган ЛОО СДПУО. Редактор Л.Стрельник, тираж 5 тыс. Напомним, что Луганщина некоторое время являлась «столицей» этой партии, в Луганске прошел ее 5, объединительный съезд.
В городе Алчевске, традиционно считающимся вторым по значению в области, с декабря 1994 по несколько раз в год выходила газета «Коммунист Алчевска», некоторое время в конце 1990-х официально считавшаяся объединенным изданием горкомов КПУ и СПУ. Редакторы: Г.Ярош, А.Зеленов, Н.Петрова, тираж: от 1000 до 10000 экз.
Ну, а Луганский облсовет с декабря 2002 издавал свою газету «Известия Луганщины», которая в период обострения политической ситуации (например в конце 2004) становилась еженедельником, а в остальное время выходила раз в месяц, представляя собой фактически дайджест основных областных изданий. Тираж, соответственно, прыгал от 1 млн до 200 000 экз. Главреды: А.Виноградов, Е.Бугаец.

Подпишитесь на нас Вконтакте, Одноклассники

92
Похожие новости
21 ноября 2017, 19:36
21 ноября 2017, 19:36
21 ноября 2017, 08:36
21 ноября 2017, 21:36
21 ноября 2017, 14:06
21 ноября 2017, 22:06
Новости партнеров
 
 
Новости партнеров
 
Новости партнеров
 
Комментарии
Популярные новости
18 ноября, 14:36 897
15 ноября, 20:06 749
16 ноября, 15:06 702
15 ноября, 04:06 865
18 ноября, 09:06 847
19 ноября, 09:06 777