![]() |
Новости политики России, Украины и Мира |
«Не надо драматизировать!»: Линкявичюс отправился налаживать отношения с Польшей
23 января 2017, 06:06
•
849 • Россия
После того как правящая коалиция в Литве объявила о новой «перезагрузке» отношений с Польшей, глава литовского МИД совершил первый «перезагрузочный» визит в Варшаву. Существенные разногласия по этим темам между Варшавой и Вильнюсом отсутствуют. Подходы стран во многом совпадают. Линкявичюс, в частности, назвал 2017 год стресс-тестом для трансатлантического и европейского единства. Стороны согласились с тем, что паниковать из-за Трампа не стоит, вместо чего надо в скорейшем порядке активизировать диалог с новой администрацией США.
Польша уже достигла данного показателя и собирается в скором времени довести его до 3%, Литва рассчитывает достичь заветных 2% к 2018 году. Говоря о том, боится ли Литва России, министр сказал: «Нет, не паникуем, для этого нет повода, но мы и не расслабляемся».
На этом фронте Литве только предстоит делать конкретные шаги. Пока что сторонам в Варшаве удалось лишь в очередной раз повторить декларацию о том, что двусторонние проблемы не должны заслонять сотрудничество по отражению «российской угрозы». Меж тем до сих пор не ясно, чем будет заниматься созданная недавно в Сейме «Группа 3 мая», призванная реагировать на чаяния польского меньшинства. Скепсис вызывает уже тот факт, что созвали группу по инициативе консерваторов, которые ранее поддерживали решения, ущемляющие интересы литовских поляков. «Не является ли это попыткой в очередной раз нивелировать национальность жителей Вильнюсского района? К чему она ведёт?» – задавалась вопросами депутат Вильнюсского совета Ромуальда Пошевецкая.
Воссозданный в 2015 году Департамент национальных меньшинств в отчётах о проделанной работе докладывает о многочисленных семинарах, конференциях, курсах, премиях, поддержке культурных центров. К разрешению наиболее болезненных для литовских поляков вопросов всё это отношения не имеет, будь то реформа образования, отсутствие Закона о национальных меньшинствах, написание имён и фамилий или вопрос двуязычия в топонимике. В перспективах улучшения литовско-польских отношений без реальных дел сомневаются и в Варшаве. «О “перезагрузке” в отношениях Польши с Литвой говорят давно, почти с каждой сменой правительства в Вильнюсе. Тем не менее до сих ни одна попытка восстановить отношения не принесла результатов, – отмечало польское издание Wiadomości незадолго до визита главы МИД Литвы. – Всё разбивалось о вопросы вокруг польского меньшинства в Литве; кроме написания имён, основной проблемой является польское образование, которое, по мнению польских активистов, маргинализировано Вильнюсом и местными властями». Журналист Przegląd Bałtycki Доминик Вильчевский считает, что причина сложившейся ситуации кроется в отсутствии воли со стороны Вильнюса. Многие литовские политики сопротивляются уступкам польскому меньшинству, подчёркивает он. «Обратите внимание: предыдущее правительство рассматривало проект закона о написании польских имён четыре года и не смогло его принять. Так может случиться и в этот раз», – предупредил Вильчевский. Так, на Литву приходится лишь 1% из 20‑миллионной Полонии (мирового сообщества поляков), при этом на территории Литвы находятся 20% всех польских школ и детских садов, которые располагаются за пределами Польши. Бюджетные траты на польские школы примерно на 1/5 выше, чем на другие школы. А на ремонт польской школы им. Иоахима Лелевеля в Вильнюсе недавно выделили 2,2 млн евро. «За последние три года ни одна польская школа не была закрыта, несмотря на резкий спад числа учащихся, – сообщил Линкявичюс и тут же перешёл в контрнаступление: – В то время как в Польше закрылись 8 из 12 литовских школ, есть проблемы с учебниками и бюджетными расходами на национальные меньшинства, которые сократились на 30%».
На смену непрерывному 12‑летнему циклу обучения в средней школе вводится трёхступенчатая модель: начальная школа, прогимназия и гимназия. Школам нацменьшинств запретили формировать последние гимназические классы. Возникла угроза того, что польские школы могут закрыть или «слить» с литовскими. Кроме того, всех выпускников обязали сдавать единые экзамены на литовском языке, что ставит польских школьников в невыгодное положение по сравнению с их литовскими сверстниками. Поэтому польская община считает реформу дискриминационной, а «Избирательная акция поляков Литвы» регулярно проводит пикеты и митинги в защиту права обучаться на родном языке. В том числе пикеты организовывались в защиту школы Лелевеля, про которую говорил Линкявичюс. Хвастаясь размером бюджетных трат на польские школы, глава МИД Литвы демонстрирует незнание ситуации и претензий литовских поляков. Ровно в этом Литву обвиняли польские власти.
Михал Дврочик, председатель Комиссии по связям с поляками за рубежом, обвинил Литву в том, что она не отвечает на запросы польской общины. В декабре на баталии вокруг школы Лелевеля жёстко отреагировал польский МИД. Замминистра иностранных дел Ян Дзедзичак сетовал не только на то, что литовские власти не прислушиваются к голосу школы, но и на то, что «литовская сторона непостижимым образом игнорирует мнение польского государства по данному вопросу». Литовская сторона на это отвечает: не стоит беспокоиться, школу в итоге не закрыли – и хорошо. По данным газеты Kurier Wileński, на 2013 год в Литве было 48 польских школ и 33 двух- и трёхъязычные школы с польскими классами. Но, писало издание, до недавнего времени таких школ было более 120, в них обучались более 22 тысяч учеников. Сейчас в польских школах учится около 18 тысяч человек. И это тоже результат политики литовских властей. Литовские школы в Польше тоже закрываются, здесь Линкявичюс прав. В 1999 году их было 12, сейчас – четыре. В начале 2013 года было решено закрыть литовские школы в Видугерах, Пшиставаньце и Новинниках (все в Пуньской гмине). Вместе с тем, подчёркивает газета, речь шла о малокомплектных сельских школах на 11, 9 и 26 учеников соответственно. Закрывались они с ведома и по воле местных властей, включая большинство местных литовцев. Аналогично закрывались польские малокомплектные школы в районе. Такого объяснения придерживается и польское Министерство образования. Польская пресса отмечает также существенную разницу в демографии: в Литве, по официальным данным, проживают 200,5 тысячи поляков (6,6% населения страны), по неофициальным – порядка 300 тысяч. В Польше, по официальной статистике, живут 5,5 тысячи литовцев (посольство Литвы настаивает на цифре в более 15 тысяч человек), литовские школы и классы посещают более 500 учеников.
Для них Линкявичюс пока выразил готовность вернуться к вопросу написания имён и фамилий. Отвечая на вопрос, почему четыре года подряд Сейм не смог решить этот, казалось бы, чисто технический момент, министр развёл руками. «Мы пытались сделать это. Я пытался, премьер-министр Буткявичюс пытался, но оппозиция была сильной, – сказал Линкявичюс. – Почему? Понятия не имею. Не могу подобрать каких-либо аргументов в пользу остановки процесса». Разрешение полякам записывать в документах имена нелитовскими буквами латинского алфавита – действительно хороший первый шаг для потепления двусторонних отношений. Но поскольку протесты консерваторов столько лет саботировали соответствующие инициативы правительства, пока нет оснований считать, что ситуация кардинально изменится.
Подпишитесь на нас
Загрузка... 849
Похожие новости
Новости партнеров
|
Лучшее сегодня
Новости партнеров
Новости партнеров
Новости Политики
|
![]()
20 января, 12:06
661
|
![]()
24 января, 07:06
508
|
![]()
21 января, 14:36
491
|
![]()
20 января, 08:06
481
|
![]()
20 января, 22:36
459
|
![]()
23 января, 16:06
424
|